Советы приемным родителям

Могут ли усыновить люди, способные родить или уже имеющие детей? Если нет, то требуется ли предоставлять в органы опеки справку о невозможности родить?

 

Несомненно могут! Не существует ни одного законодательного ограничения на усыновление людьми, способными родить и/или имеющими детей, родных и/или усыновлённых, опекаемых и т.п.

Случается, всё же, с кандидатов в усыновители начинают требовать предоставление справки о бесплодии. Однако, это абсолютно незаконно. В таком случае вам следует потребовать от специалиста опеки нормативный документ, на основании которого выдвигается такое требование. Можете потребовать письменный запрос от органов опеки в медучреждение для получения такой справки, но с этим запросом идите не в медучреждение, а обращайтесь в вышестоящую инстанцию  или в районную прокуратуру для опротестования этого незаконного требования.

 

Может ли усыновить ребёнка одинокий человек?

 

Да, может. В законодательстве предусмотрено, как усыновление супружеской парой, одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке, усыновителем. Разница в процедуре минимальна: супружеская пара предъявляет суду свидетельство о браке, одинокий усыновитель – свидетельство о рождении.

Следует учесть, что к одиноким усыновителям органы опеки относятся более осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата.

Кроме того, Семейный кодекс (п. 2, ст. 127 СК РФ ) запрещает лицам, не состоящим между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка. 

 

Какие существуют ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

 

Усыновить могут только совершеннолетние граждане, законодательных ограничений по возрасту сверху для усыновителей и опекунов не существует. Не оговорен в законодательстве и минимальный возраст, передаваемых на опеку или усыновление детей. Существует только ограничение по минимальной разнице возрастов между одиноким усыновителем и ребенком - она должна составлять не менее 16 лет (п.1, ст.128 СК РФ).

 

Сколько стоит усыновить ребёнка для российских граждан?

Все процедуры усыновления бесплатны. Подача заявлений, медицинские освидетельствования кандидатов и детей, получение всех справок - всё бесплатно. Госпошлина в суде не взимается. 

Однако, расходы, связанные с усыновлением, неизбежны. Стоит предусмотреть расходы на: транспорт, если придётся подыскивать ребёнка в другом районе, и временное там проживание; возможно услуги юристов и найм адвоката для участия в суде; и, разумеется, подготовку дома для принятия ребёнка: приобретение мебели, одежды, игрушек, книжек и т.п.

 

Слышала, что существует огромная очередь на усыновление. Так ли это?

 

Нет, это не так. К сожалению, брошенных детей гораздо больше, чем, желающих их усыновить. Придется или нет вам стоять в очереди, зависит от предъявляемых вами к ребёнку требований. Очень часто усыновители хотят взять абсолютно здоровую новорождённую девочку со светлыми глазами и волосами. Но таких детей мало, а желающих взять именно такого ребенка много. Некоторые хотят прибегнуть к имитации беременности, а подобрать новорожденного ребенка ещё сложнее.

С другой стороны, очень много невостребованных детей чуть более старшего возраста или имеющих небольшие проблемы со здоровьем, из-за чего они остаются без родителей. Поэтому, следует либо приготовиться к неопределённому сроку ожидания подходящего ребёнка, либо несколько уступить в своих требованиях. Тем более, что попадая в тёплую, наполненную любовью и заботой, домашнюю обстановку любой ребёнок расцветает, а медицинские проблемы компенсируются.

Какие жилищные льготы получают усыновители?

 

Таких льгот для усыновителей не предусмотрено. Более того, требования к усыновителям включают и требование наличия жилплощади, достаточной для размещения ребёнка с соблюдением действующих санитарных норм. Дополнительная жилплощадь или дом может быть предоставлен только приёмным семьям, берущим по договору с местными властями на воспитание нескольких детей. В последнее время некоторые регионы приняли законы о поддержке усыновителей, по которым успешным семьям могут выделить дополнительное жилье на усыновленных детей. В случае отмены усыновления это жилье остается за ребенком, а не за бывшими усыновителями.

В какие сроки и с какого момента должны быть рассмотрено в органах опеки заявление граждан, намеревающихся усыновить?

 

Законом установлен срок 15 рабочих дней (Постановление Правительства №275, ст. 9) с момента принятия заявления и необходимых документов, подготавливаемых будущим усыновителем. В этот срок входит рассмотрение, проверка этих документов, обследование жилищно-бытовых условий (если усыновитель фактически проживает на данной территории) и выдача заключения о возможности быть усыновителем.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

У выбранного нами ребенка есть двое старших братьев, можем ли мы удочерить только младшую девочку?

 

Разделять детей закон позволяет только в крайнем случае, когда дети не знают друг друга или один из разделяемых детей инвалид и находится в специализированном учреждении и усыновление одного из них отвечает его интересам. Интересы усыновителей в расчет не принимаются так как усыновление форма защиты детей. Однако такое требование предъявляется только при усыновлении (удочерении) т.к. оно разрушает родственные связи и принимает решение о возможности или невозможности такого усыновления суд. Однако разделение детей допускается при установлении опеки так как в этом случае дети не утрачивают родственные связи между собой. Тем не менее, и при установлении опеки, детей, всё же, стараются не разлучать если они воспитываются в одном учреждении и привязаны друг к другу.

 

Можно ли забрать выбранного ребёнка домой до суда?

 

Иногда это возможно, но зависит от многих факторов. В первую очередь от состояния оформления документов, срока оставшегося до суда и типа учреждения, в котором находится ребёнок. Наиболее трудно взять усыновляемого из дома ребёнка, в основном потому, что это медицинское учреждение, дети там маленькие, врачи стараются ограничить контакты детей с посторонними, чтобы исключить заболевания детей, и все неприятности, связанные с последующим карантином. Поэтому, опасаясь ситуации пока ребенок будет находиться у вас на «птичьих правах», врачи могут этого не разрешить - ответственность ведь полностью ложится на них! Другое дело более старшие дети, находящиеся в детских домах, приютах или больницах. 

Если все документы подготовлены, принципиальных проблем не осталось и необходимо только дождаться суда, то всё решает тип заведения и человеческий фактор: как относится к вам директор данного детского учреждения и специалист органов опеки. При доверительном отношении можно надеяться, что, с согласия опеки, ребёнок будет передан вам в гости (на адаптацию) до суда. 

Мы российские граждане, сейчас проживаем за рубежом и хотим усыновить ребёнка из России. Какова технология такого усыновления?

 

Это очень сильно зависит от вашего статуса. Если вы временно выехали за рубеж для учёбы, работы или сохранили в России регистрацию и жильё, то тогда возможно усыновление по правилам для российских усыновителей, постоянно проживающих в России. Второй важный фактор – возможность приехать на месяц-другой для прохождения в России всех процедур. 

Если нет, и вы числитесь в России как выехавшие на постоянное место жительства за рубеж, то сейчас усыновить стало намного сложнее, поскольку такие граждане практически приравниваются к иностранцам. Из-за этого вам придётся заниматься подготовкой разрешительных документов в стране пребывания, что обычно сложнее и дольше чем в России. Однако вам всё же будет проще, чем иностранцам, хотя бы потому, что вы свободно владеете русским языком и наверняка сами сможет разобраться в законах, найти временное жильё, транспорт, адвоката, нужные инстанции. 
Порядок усыновления в обоих случаях регулирует Постановление Правительства №275 от 29.03.2000г., а перечень документов для иностранных граждан и российских выехавших на ПМЖ Приказ Минобраза и Минздрава № 342/184 от 31.08.1994г.

 

Что делать, если ребенок начнет искать своих родителей?

 

Лучшее что можно сделать в такой ситуации - помочь искать кровных родственников. 
Обычно такой вопрос задают те у кого детей ещё нет или ещё очень маленькие и они их воспринимают как некую собственность. У кого дети постарше, то они уже в большинстве понимают, что ребенок это личность со своими правами и мнением, которое нужно уважать. Поэтому противодействие в гораздо большей степени может подорвать семейные отношения, нежели положительный результат поиска. 

К тому же, дети ищут кровных родственникам вовсе не затем, чтобы броситься им на шею и уйти с ними жить. Если конечно в приемной семье они нашли любовь, заботу и уважение - всё то, что дает истинная семья, их больше интересуют корни, причины почему их оставили, на кого они похожи, возможные братья, сестры. 

Кстати, ищут в основном те, кто ничего не знает о кровной семье и не может сравнить. Чем больше ребенок будет знать про кровных родственников, тем меньше желания у него будет пускаться в их розыски, нет тайны, нет пустоты - нет и потребности её заполнять.

 

Могут ли опекуны проживать отдельно от подопечных?

 

Нет, отдельно от подопечных могут проживать только попечители. 

Гражданский Кодекс (ч.2 ст. 36) устанавливает обязанность опекунов и попечителей проживать совместно с подопечным. Под «совместным проживанием» здесь понимается проживание в одном жилом помещении (квартире, доме). Попечители могут проживать отдельно от подопечных только в том случае, если подопечному исполнилось 16 лет, и опекун добился разрешения органов опеки и попечительства на раздельное проживание. В этом случае придется доказывать, что проживать отдельно необходимо, и при этом права и интересы ребенка не будут нарушены. Если возникла такая необходимость, то опекун должен обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением. Раздельное проживание не прекращает прав и обязанностей

 

Моя сестра сейчас в сложной ситуации и не может сама воспитывать сына. Я бы хотела забрать его к себе и оформить опеку, возможно ли это без лишения сестры родительских прав?

 

Возможно. В соответствии с п.1. ст. 145 Семейного Кодекса ребенок, чьи родители не могут осуществлять воспитание сами, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Вам нужно обратиться в органы опеки и попечительства и предоставить соответствующие документы подтверждающие сложившуюся ситуацию, например справки о болезни матери. Лишить же родителя родительских прав можно только при виновном его поведении (к ним относятся уклонение от воспитания ребенка, жестоко обращаются с ребёнком и т.д.) или являются хроническими алкоголиками и/или наркоманами и т.д. Однако есть одно "но": если ребенок не имеет статуса оставшегося без попечения родителей и передан под опеку добровольно, то пособие на содержание ребенка не начисляется (вы полностью содержите его на свои средства).

 

Я хотела бы взять на опеку 5 летнюю дочь бывшей соседки, правда ли что если потом на ребёнка найдётся усыновитель её у меня отберут?

 

Нет. В соответствии со ст. 131 Семейного Кодекса, для усыновления ребенка, находящегося под опекой, необходимо согласие в письменной форме его опекуна. 

Несмотря на то, что в п.2 этой же статьи сказано, что суд вправе вынести решение об усыновлении ребенка без согласия опекуна, эта мера является исключительной и на практике практически не применяется (возможно ее применение в том случае, если опекун не справляется со своими обязанностями). Единственным исключением является случай, когда ребенок находится на воспитании в государственном учреждении (детдоме, доме ребенка, приюте). В этом случае, если руководитель заведения против опеки (а он является государственным опекуном), то может быть принято решение об усыновлении.

 

Во всех ли случаях опекуны получают получают средства на содержание подопечного?

 

Назначение и выплата средств на содержание ребенка производится на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:

  • со смертью родителей ;

  • объявления их умершими (по суду);

  • с лишением или ограничением их родительских прав (по суду);

  • признанием в безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их умершими (тоже по суду);

  • согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении;

  • с длительной болезнью, препятствующей выполнению родителями своих обязанностей;

  • отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

  • розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (при наличии, заведенного в милиции розыскного дела).

Не назначаются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку другим лицам. Например, находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.

 

Имеет ли право опекун использовать средства ребенка по своему усмотрению, на собственные нужды?

Денежные средства, выплачиваемые на подопечного ребенка, расходуются опекуном (попечителем) исключительно на нужды ребенка в соответствии с п. 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти средства расходуются на содержание ребенка, приобретение одежды, обуви, на получение образования.

 

Должен ли опекун предоставлять отчетность органам опеки за выплачиваемые ему на содержание ребенка средства?

Законодательство не предусматривает какой-либо формы отчетности опекуна за расходование средств. Но органы опеки, в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса обязаны осуществлять надзор за тем, в каких условиях живет и воспитывается ребенок. И если возникают основания полагать, что средства опекуном расходуются не по назначению (ребенок плохо, неряшливо одет, голоден, попрошайничает, физически истощен и т.п.), то тогда они вправе потребовать от опекуна предоставлять отчет о расходовании денег и ужесточить контроль.

 

Имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?

 

Да, имеет, если для этого есть веские основания. Пункт 3 статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит – «Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком т.к. по закону являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может такие встречи отклонить. Кроме того, опекун самостоятельно устанавливает порядок время и место общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.

 

Как оформить вкладыш о гражданстве и загранпаспорт на подопечного ребенка? И нужно ли разрешение ООП на выезд подопечного ребенка на отдых за рубеж?

 

Согласно ст. 8 Федерального закона №114-ФЗ от 15.08.96г РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», ст. 27 ФЗ РФ «О гражданстве РФ» и «Инструкции о порядке оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства РФ» (Приложение № 2 к Приказу МВД России № 257), опекун вправе самостоятельно оформить загранпаспорт и вкладыш о гражданстве на опекаемого ребенка, подав заявление в паспортный стол отделения милиции по месту своего жительства. 
Согласие от органов опеки и попечительства на выезд подопечного за рубеж требуется только в тех случаях, когда срок пребывания за рубежом превышает три месяца (Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, утвержденная Приказом МВД РФ № 310). Но на практике паспортный контроль довольно часто требует от опекунов разрешение органов опеки на вывоз ребенка на любой срок, причем в этом документе должны быть указаны даты отъезда и возвращения. Поэтому предпочтительно оформлять согласие органов опеки на вывоз в каждом случае. Помимо российских правил, могут применяться и правила принимающей стороны, которые следует уточнить в консульстве. 

 

Какие документы на ребенка должен получить опекун и от кого?

 

В законодательстве этот перечень не установлен, поэтому следует ориентироваться на перечень документов, передаваемых приемным родителям. Согласно п. 13 Положения о приемной семье администрация учреждения представляет в орган опеки и попечительства (для последующей передачи патронатному воспитателю):

свидетельство о рождении ребенка;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью, например: свидетельство о смерти биородителей, или копию решения суда о лишении биородителей родительских прав, признании биородителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, или акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и т.д.;

заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

На практике патронатным воспитателям часто передают и медкарту ребенка и/или полис ОМС, а также сведения о банковских счетах на имя ребенка, куда поступают пособия и/или пенсия. Нередко патронатный воспитатель получает указанные документы не в органах опеки и попечительства, а напрямую от администрации детского учреждения, откуда забирает ребенка.

 

Хотели создать приемную семью, но в органах опеки сказали, что это в нашем районе это невозможно, почему?

 

Причин может быть много, но основных две. Несмотря на то, что приемная семья установлена федеральным законодательством (стт. 151-155 СК РФ), но размеры оплаты труда, льготы и выделение бюджет для оплаты труда приемных родителей должны быть введены региональным законом о приемной семье, если такого закона нет, то органы опеки не имеют возможности заключить договор и создать приемную семью. Создание приемной семьи трудоемкий процесс и дополнительная ответственность. Требуется не только подготовить и согласовать договор, но и регулярно проводить контроль, изыскивать дополнительные средства, организовывать помощь семье. Если в органах опеки работают люди безразличные к судьбам детей или у них не хватает опыта, сил и времени, то они уклоняются от создания приемных семей, ссылаясь на различные сложности.

Сколько минимально должно быть детей в приемной семье?

Насколько нам известно, законодательно ни в одном регионе минимум не установлен. это может быть и один ребенок, но смысл приемной семьи это профессиональная забота о детях и, прежде всего о тех, кого трудно передать на воспитание в семью: детей имеющих много братьев и сестер, инвалидов, достаточно взрослых или имеющих проблемы в поведении и развитии. Поскольку приемная семя создается на договорной основе и интересы

 

Могу ли я усыновить ребенка, если у меня 3-я группа инвалидности официально оформлена. Из всех требований это единственное препятствие, если я правильно понимаю. И если усыновление для меня невозможно по этой причине, то возможны ли опека или патронат и т.п. И с чего тогда начать?

 

3-я группа не является препятствием ни для одной формы устройства ребенка в семью. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 устанавливает перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, принят его под опеку, в приемную семью. Советую Вам распечатать это постановление при прохождении медицинского обследования и при подаче документов в орган опеки и попечительства. 

Это перечень таков:
Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета
Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации
Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций
Наркомания, токсикомания, алкоголизм
Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета
Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными
Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Для того чтобы иметь возможность принять ребенка в семью, необходимо получить заключение органов опеки и попечительства по месту Вашего проживания.

Прежде всего Вам необходимо проконсультироваться со специалистами в опеке о выборе формы устройства ребенка в Вашу семью - усыновление, опека, приемная семья. Коротко об этих формах Вы сможете прочитать на нашем сайте в разделе "С чего начать". 

Основные этапы прохождения инстанций выглядят таким образом: 
1. Посещение органов опеки и попечительства по своему месту жительства для получения консультации по вопросу принятия ребенка в семью. 
2. Обход врачей, сбор справок и подготовка документов для предоставления их в органы опеки и попечительства. 
3. Предоставление собранных документов в органы опеки, рассмотрение документов и обследование специалистом органа опеки и попечительства жилищно-бытовых условий кандидата. 
4. Подача заявления с просьбой о выдаче заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем 
5. Получение заключения и постановка на учет в качестве кандидата на принятие ребенка в свою семью на выбранную форму устройства. 
6. Знакомство с анкетами детей и конфиденциальной информацией о детях, выбор ребенка и получение направления на посещение ребенка по месту его фактического нахождения. 
7. Если на территории района (города) вашего проживания нет детей, которых Вы могли быть принять в семью, Вы можете обратиться в региональный банк данных или осуществлять поиск ребенка самостоятельно в органах опеки и попечительства других регионов. Полный перечень органов опеки и попечительства всех регионов РФ, а также операторов региональных банков данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (с адресами и контактными телефонами) вы найдете на сайте Министерства образования РФ

 

Если усыновлен подопечный ребенок, как я могу убедиться, что администрация детского учреждения больше не предоставляет сведения о моем ребенке другим кандидатам?

На практике достаточно выслать в дом ребенка (или детский дом) заказным письмом нотариально заверенную копию решения суда об усыновлении ребенка. По получении этого письма у администрации учреждения возникает обязанность сохранять тайну усыновления и исключить сведения об этом ребенке из документов, предоставляемых кандидатам в отношении братьев или сестер ребенка.

 

В каких случаях усыновление может быть отменено? Есть ли у биологических родителей усыновленного ребенка какие-либо права по отмене усыновления?

 

 

Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения родительских обязанностей или злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, но только исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. (ст. 141 Семейного кодекса). 

Если биологические родители усыновленного ребенка были лишены родительских прав, а затем попытаются восстановить их и таким образом вернуть ребенка, то согласно статье 72 Семейного Кодекса РФ в отношении усыновленного ребенка восстановление в родительских правах запрещено. 

Если усыновление имело место с согласия биородителей, то после вступления решения об усыновлении в силу это согласие отозвано быть не может, и усыновление остается в силе (ст.129 Семейного кодекса). 

Если же усыновление происходило на любых иных основаниях (например, признание биородителей безвестно отсутствующими), то подобного однозначного запрета на возврат ребенка в законодательстве нет, однако в любом случае отмена усыновления будет весьма проблематична. Поскольку рассмотрение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства, биологическим родителям придется подать не просто заявление, а полноценный иск с детальным обоснованием, как именно отмена усыновления соответствует интересам ребенка (только по этому основанию усыновление может быть отменено в данном случае) или какие именно нормативные акты были нарушены при установлении усыновления (например, фальсифицированы результаты поиска биородителей). На практике это почти невозможная задача.

 

Нам позвонили из органа опеки и сообщили, что они собираются обследовать условия жизни усыновленного ребенка! Разве это законно?

 

Внимание! В течение первых трех лет после установления усыновления специалист органа опеки имеет право проводить ежегодное контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (см. Главу 3 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства № 275). И даже после истечения трех лет подобное обследование возможно, если орган опеки посчитает его необходимым с учетом конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей. По результатам обследования составляется отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка по форме согласно Приказу Минобразования № 2750. Закон требует, чтобы контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводилось с сохранением тайны усыновления, поэтому рекомендуем усыновителям более активно участвовать в согласовании с органом опеки времени и обстоятельств такого обследования.

 

Как я могу получить новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка?

 

При удовлетворении просьбы об усыновлении суд указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях, необходимые для государственной регистрации усыновления в органах ЗАГСа. Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом ЗАГСа по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей. Государственная регистрация усыновления ребенка производится либо по заявлению усыновителей, либо автоматически на основании судебного решения, которое направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в силу в орган ЗАГСа по месту принятия решения суда. После государственной регистрации усыновления орган ЗАГСа выдает усыновителю свидетельство об усыновлении. 

Одновременно с регистрацией усыновления в запись акта о рождении ребенка вносятся изменения, а на основании измененной записи акта о рождении выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка. Таким образом, усыновитель получает два документа: свидетельство об усыновлении и новое свидетельство о рождении ребенка. 

В том случае, если по решению суда места рождения ребенка изменено, новая запись акта о рождении ребенка составляется органом ЗАГСа по месту рождения ребенка, указанному в решении суда (как правило, но не обязательно, это новое место рождения совпадает с местом регистрации усыновителей). Усыновители подают заявление в орган ЗАГСа по месту рождения ребенка, указанному в решении суда, который

(а) регистрирует усыновление,

(б) выдает свидетельство об усыновлении,

(в) составляет новую запись акта о рождении ребенка (а не исправляет старую!),

 (г) выдает новое свидетельство о рождении ребенка, а затем

(д) сообщает в орган ЗАГСа по месту прохождения суда о составлении новой записи. 

Если орган ЗАГСа отказывает в выдаче нового свидетельства о рождении в соответствии с порядком, описанным выше, вам следует требовать оформления отказа в письменном виде. Письменный отказ может быть обжалован в суд. 

Подробнее см. Федеральный закон РФ "Об актах гражданского состояния".

 

Если мы создадим приемную семью нам обязательно брать детей из нашего города?

Нет, не обязательно, однако, средства на оплату труда приемного родителя выплачиваются из региональных бюджетов и если вы предполагаете взять ребенка из другого региона, возможно, придется договариваться о передаче средств из того региона в ваш. Хуже если в том регионе не создаются приемные семьи и оплата труда вообще не запланирована бюджете , а ваши местные органы опеки могут и не захотеть оплачивать работу приемного родителя по воспитанию "взятого со стороны" ребенка.

Скажите,пожалуйста, как перейти из опекунства в приемную семью? В данное время-своих 9 и 5 под опекой.

 

Для того, чтобы изменить форму устройства, в частности с опеки на приемную семью, Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства с заявлением, в котором Вы обоснуете свою просьбу и аргументируете, что данное изменение не будет нарушать права и интересы Ваших подопечных детей.

При принятии решения орган опеки и попечительства кроме федерального законодательства руководствуется региональными законами.
Если переход Вашей семьи из статуса опекунской в статус приемной не противоречит ни федеральному, ни региональному законодательству, то проблемы не должно возникнуть.

 

Понравилась девочка ВИЧ+, как воспитывать с таким диагнозом? Есть свой ребенок 7 лет.

 

Если говорить коротко, то особенности воспитания ребенка с диагнозом ВИЧ+ сводятся к нескольким моментам:

1. Ребенок должен постоянно принимать терапию - комбинация из 3 препаратов (таблетки) в строго определенное время. Пропускать прием лекарств нельзя.

2. Приблизительно 1 раз в квартал необходимо посещать специалиста в региональном СПИД-центре. Нужно сдавать анализы, в зависимости от результатов корректировать курс терапии. Лекарства и обследования бесплатны.

3. Особенно пристально следить за состояние печени - на фоне ВИЧ часто развивается гепатит.

4. Нужно быть готовым к разного рода сложностям, связанным с тайной диагноза - ведь Вы, наверняка, захотите скрыть этот диагноз от Ваших соседей, коллег по работе, воспитателей в детском саду или учителей в школе, врачей в поликлинике и т.д. 

В случае разглашения диагноза - быть готовы "защитить" свою семью и своих детей, ведь отношение в обществе к этому заболеванию резко отрицательное.

Вы упомянули, что у Вас в семье растет ребенок. В этой связи можно быть уверенной, что ВИЧ не передается бытовым путем. Даже через малое количество крови ВИЧ-инфицированного человека нельзя перенять заболевание. Т.е. с ВИЧ-инфицированным ребенком можно смело спать в одной кровать, вытираться одним полотенцем, чистить зубы одной щеткой, есть одной ложкой и т.д. Даже в случае порезов, ссадин, носовых кровотечений - ВИЧ не передастся. 
 

Чем патронат отличается от приемной семьи?

 

Патронат не закреплен федеральным законом, это региональная форма и существует она пока менее чем в 30% регионов страны. Патронат формально не является формой семейного устройства и если в приемной семье ребенок имеет статус опекаемого, то патронируемый ребенок остается воспитанником сиротского учреждения, а патронатный воспитатель, числится как сотрудник этого учреждения. Патронатный воспитатель имеет куда меньше прав, нежели опекун или приемный родитель и, контроль над ним значительно жестче, однако и помощи со стороны психологов и педагогов ему оказывается больше. В основном патронат рассматривают как временную форму семейной помощи ребенку или промежуточную ступень к опеке или усыновлению.

 

У меня ребенок на патронате больше года, сейчас нашлась для него семья усыновителей и мне предлагают либо самой усыновить ребенка, либо отдать его этим людям на усыновление, разве это законно?

 

Да законно. Патронатный воспитатель считается воспитателем сиротского учреждения, работающим на дому, а ребенок, соответственно, воспитанником этого учреждения, поэтому по закону патронат не является формой постоянного семейного устройства и при возможности передать ребенка на постоянную форму семейного устройства органы опеки обязаны предложить патронатному воспитателю патронатному воспитателю перевести ребенка под опеку или усыновить, если воспитатель отказывается договор может быть расторгнут в одностороннем порядке. В сложных случаях вопрос решается в суде.

 

Какие документы нужно предоставить, чтобы брать ребенка в гости?

 

С 27 мая 2009 г. появилось постановление Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 г. Москва "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

В соответствии со статьей 155 [2] Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок разработать форму заявления о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью, форму акта обследования условий жизни гражданина, форму заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью и форму журнала учета временной передачи детей в семьи граждан.

С какого возраста можно брать ребенка в гости?

 

Это тоже определяет администрация детского учреждения. По по нашему опыту брать ребенка младше 10 лет в гости не стоит в таком возрасте ему ещё невозможно объяснить почему его берут и возвращают, а это чревато моральными травмами и для ребенка и для семьи, берущей его в гости. 

Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) — форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. 

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях. 

Особенности:

Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.

Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обреченных жить в детском доме: изъятых из многодетных семей или осужденных родителей.

 

Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение.

При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у него уже есть.

Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка — директором детского учреждения.

Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.

Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».

Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово, нам известны лишь отдельные случаи и регионы: в частности мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.

 

Документы, законы и акты, регламентирующие гостевой режим

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 г. Москва «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

 

У меня есть возможность взять одного ребенка с собой летом на море, что мне для этого потребуется?

 

Рассчитывать на то, что вам сразу позволят взять понравившегося ребенка на столь длительный срок и в другой город не стоит. Директор, как государственный опекун, отвечает за ребенка персонально и не может доверить его  малознакомому человеку, а значит требуется время для предварительного, может быть, весьма длительного знакомства. Не менее важно, чтобы между вами и ребенком до поездки установились доверительные отношения и особенности, естественного для детдомовского ребенка, были вам заранее известны, а не выяснились неожиданно на отдыхе в самом неподходящем месте.

Ребенок не является сособственником жилого помещения. Мать лишена родительских прав. Жилое помещение принадлежит на праве собственности матери и ее сестре в равных долях. Мать продала квартиру. Почему в таких случаях не предусмотрено согласие органа опеки и попечительства?

 

 

Требования п.4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации о предварительном согласии органа опеки на отчуждение жилого помещения распространяются и на этот случай. Ошибочно считать, что здесь они неприменимы.

Два предварительных момента. Первый: в соответствии с п.4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением.

Второй: отсутствие регистрации ребенка по фактическому месту его жительства не означает отсутствия у ребенка права пользования жилым помещением.

В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Во исполнение этого конституционного принципа в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" закреплено: "Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации".

Толкование этого положения было дано Конституционным Судом Российской Федерации, который признал противоречащим Конституции сложившееся в практике правило, в соответствии с которым право членов семьи на пользование жилым помещением возникает только при наличии прописки (регистрации) в этом жилом помещении (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 № 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой"). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.
Таким образом, место жительства человека - это не место, где он зарегистрирован, а место, где он постоянно или преимущественно проживает (п.1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ).

Более того, п.2 статьи 20 Гражданского кодекса содержит правовую презумпцию, в соответствии с которой местом жительства детей признается место жительства их законных представителей. Статья 292 Гражданского кодекса наделяет правом пользования жилым помещением собственника тех лиц, которые являются членами его семьи (в первую очередь это родители и дети). Аналогичное правило содержится в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляющей право пользования жилым помещениям членам семьи собственника, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из всего вышесказанного вытекает следующее. При фактическом вселении ребенка в жилое помещение, принадлежащее (в ? доле) его матери, у ребенка в силу закона возникло право пользования жилым помещением. Этот факт при необходимости всегда можно подтвердить в судебном порядке (например, путем подачи заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение - глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

С момента внесения данных о ребенке в журнал первичного учета ребенок приобретает соответствующий статус. Более того, об этом статусе органу опеки и попечительства известно - а это обстоятельство и является одним из тех, в связи с которыми статья 292 Гражданского кодекса в действующей редакции предполагает получение согласия органа опеки и попечительства на отчуждение квартиры.

Далее. На основании п.4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.

Получив такие сведения, орган по государственной регистрации на основании статьи 12 указанного Федерального закона вносит соответствующую запись в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав. В результате появляется ограничение права собственности - собственник не вправе свободно отчуждать жилое помещение, покуда не будет снято это ограничение. Если запись из Единого государственного реестра прав не удалена, то для отчуждения жилого помещения есть только один способ - представить в орган по государственной регистрации согласие органа опеки и попечительства. Понятно, что в описанной в вопросе ситуации орган опеки и попечительства может категорически возражать против отчуждения квартиры и никакого согласия ни при каких условиях не выдавать.

Таким образом, орган опеки и попечительства, который выявил ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения записи об этом ребенке в журнал первичного учета был обязан не только решать вопрос о предъявлении в суд иска о лишении его матери родительских прав, но и (возможно, в первую очередь) направить в орган по государственной регистрации информацию о проживании в квартире, принадлежащей указанной женщине, ее несовершеннолетнего ребенка, имеющего статус оставшегося без попечения родителей. Дальнейшее отчуждение этой квартиры было бы невозможным независимо от того, сколько длилась бы процедура лишения матери родительских прав, а также от того, завершилась ли эта процедура лишением.

При получении информации о детях, проживающих в домах и квартирах граждан и оставшихся без попечения родителей, орган по государственной регистрации не вправе отказывать в принятии информации и внесении сведений в реестр, ссылаясь на отсутствие у ребенка прописки (регистрации) по месту жительства. Такой отказ в рассмотренной ситуации незаконен.
И еще одна важная деталь. С момента, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, органом опеки и попечительства выявлен, в силу специального указания пункта 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации законным представителем ребенка является орган опеки и попечительства. Мать автоматически, в силу закона отстраняется от законного представительства в отношении ребенка, даже если решение о лишении ее родительских прав еще не вынесено. Следовательно, уже в тот день, когда сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, были внесены органом опеки и попечительства в журнал первичного учета, орган опеки был вправе со ссылкой на ст.123 Семейного кодекса подать заявление в паспортный стол милиции (или иной уполномоченный орган) о постановке несовершеннолетнего на учет по месту жительства в квартире матери на основании п.2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Мать при рождении ребенка дала согласие на усыновление любыми гражданами. Как закрепить жилую площадь (муниципальную) за ребенком? Как рассматривать этот вопрос, если мать оставила ребенка в родильном доме и ушла, не оставив заявление? Как не закрепить жилую площадь согласно ст.20 Гражданского кодекса?

 

 

Судя по вопросу, мать ребенка проживает в муниципальном жилом помещении как наниматель по договору социального найма жилого помещения (ст.60 Жилищного кодекса РФ) или как член семьи нанимателя (статья 69 Жилищного кодекса).

Первое, что необходимо объяснить, это порядок «закрепления» муниципальной жилой площади. Понятие «закрепление жилой площади» используется в Федеральном законе № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 статьи 8 указанного закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Таким образом, под местом «закрепления» жилой площади законодатель понимает место жительства ребенка, а под «закреплением жилой площади» - регистрацию ребенка (так называемая «постоянная прописка»). Необходимо также помнить, что в случаях, когда родитель является собственником жилого помещения, орган опеки и попечительства обязан в соответствии с п.4 статьи 28 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» направить сведения о проживающих в жилом помещении несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.

Поскольку в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации», для регистрации гражданина по месту жительства (для «постоянной прописки») необходимо основание – право пользования жилым помещением. 

В приведенных в вопросе случаях оснований для регистрации ребенка по месту жительства матери нет, т.к. право пользования жилым помещением у ребенка не возникло. Это объясняется следующими причинами:

1) В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане рассматриваются как члены семьи нанимателя жилого помещения, если они проживают вместе с ним.

Возможно, мать ребенка сама является нанимателем. В этом случае проживающие совместно с ней ее супруг, а также дети и родители относятся к членам ее семьи и приобретают права, указанные в п.2 ст.69.

Возможно, нанимателем жилого помещения является другое лицо (например, родитель матери). В этом случае ребенок матери может быть признан членом семьи нанимателя, «если он вселен нанимателем в качестве члена его семьи и ведет с ним общее хозяйство».

Иными словами, для возникновения права пользования жилым помещением необходим факт вселения ребенка. Порядок вселения определен статьей 70 Жилищного кодекса.

2) То обстоятельство, что мать оставила ребенка в родильном доме (независимо от того, какое заявление она при этом написала), в силу пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса свидетельствует о том, что ребенок является оставшимся без попечения родителей. В соответствии со статьями 122-123 кодекса орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в детские учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у матери не возникло полномочий по законному представительству ребенка. Опекуном ребенка, оставленного в родильном доме, является орган опеки и попечительства. 

По указанным двум причинам к рассматриваемому случаю неприменим пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

После устройства ребенка в порядке, предусмотренном статьей 123 Семейного кодекса, местом жительства ребенка (местом, где он постоянно или преимущественно проживает) будет являться место нахождения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или место жительства опекуна усыновителя.

 

Необходимо также разъяснить значение оставляемых матерями в родильных домах заявлений. Действующее законодательство предусматривает возможность подачи только одного заявления. Этот документ называется «согласие родителя на усыновление ребенка» (статья 129 Семейного кодекса). Необходимо помнить, что это согласие может быть отозвано матерью до усыновления ребенка.

Выданное матерью согласие на усыновление ее ребенка само по себе не является основанием для признания ребенка оставшимся без попечения родителей. Не исключено, что такое согласие мать подписала, но затем ребенка забрала и фактически осуществляет заботу о нем, оставлять ребенка не собирается. 

Основанием для того, чтобы считать ребенка оставшимся без попечения родителей, в подобных случаях является сам факт отказа родителей взять своего ребенка из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (п.1 ст.121 Семейного кодекса).

 

Как регистрировать ребенка и вносить сведения о матери в актовую запись, если мать при рождении ребенка в роддоме не предъявила документов, удостоверяющих личность, (поступила без документов) и ушла (сбежала) из роддома?

 

 

Прежде всего, необходимо отметить, что государственная регистрация рождения ребенка в подобных случаях производится на основании заявления, подаваемого в орган ЗАГСа должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок (п.2 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

В соответствии с п.3 указанной статьи одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.

Поскольку в рассматриваемом случае роды происходили в медицинской организации, то документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды, - «медицинское свидетельство о рождении» - см. ст.14 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Форма этого документа утверждена Приказом Минздрава РФ от 07.08.1998 № 241 «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х».

При заполнении медицинского свидетельства о рождении необходимо точно указать доподлинно известные врачу (фельдшеру, акушерке) сведения, в том числе фамилию, имя, отчество матери, место ее постоянного жительства, дату ее рождения, семейное положение и пр. Все эти сведения могут быть взяты только из документов, удостоверяющих личность (см. Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 23.01.2004) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»).

При отсутствии доподлинно известных сведений о матери (даже при наличии матери в палате роддома) заполнение соответствующих граф медицинского свидетельства о рождении невозможно. С точки зрения закона мать ребенка неизвестна. Тем более не может быть известен отец ребенка, запись о котором совершается исключительно на основании предусмотренных законом документов (см. ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дети, родители которых неизвестны, являются найденными (подкинутыми) – см. п. 1 статьи 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В соответствии с п. 3 указанной статьи сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию лица, обратившегося в ЗАГС. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не исключено и внесение в актовые книги записи о матери. Для этого органу опеки и попечительства необходимо предпринять немалые усилия.

Потребуется обратиться в суд с заявлением об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (статьи 264-268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В силу специального указания пункта 4 статьи 14 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» запись о матери будет совершена на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Право на обращение в суд с подобного рода заявлением предоставлено органу опеки и попечительства статьями 56 и 123 Семейного кодекса Российской Федерации.

 

Возникла интересная ситуация: девочка - круглая сирота (родители умерли) находилась на полном гос. обеспечении в ПУ. Будучи 16-летней зарегистрировала брак, согласие дал директор ПУ. Является ли она полностью дееспособной? Через год брак расторгла в 17 лет, дееспособна ли она? Возникли такие вопросы, так как со слов девушки её обманули, специально выдали замуж, чтобы продать её квартиру и она осталась без жилой площади. Будем признательны за разъяснения. Сейчас она совершила преступление (кражу) и правоохранительные органы признают нас законными представителями.

 

 

В соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

Таким образом, тот факт, что девушка расторгла брак, будучи 17-летней, сам по себе не влияет на объем ее гражданской дееспособности.

Обстоятельства, при которых девушка вступила в брак, в принципе имеют важное значение. По общему правилу граждане Российской Федерации могут вступать в брак с восемнадцати лет. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, для регистрации брака несовершеннолетним лицам необходимо получить согласие не от своих родителей (или иных законных представителей), а от руководителя органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» одновременно с подачей заявления о заключении брака несовершеннолетнее лицо, вступающее в брак, должно предъявить разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста.

Если такой документ не был предъявлен, то государственная регистрация брака подлежит аннулированию в соответствии со ст.75 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» на основании решения суда. Таким решением может быть только решение о признании брака недействительным. 

В рассматриваемой ситуации могли бы иметь место следующие основания для признания брака недействительным:

1) отсутствие надлежаще оформленного согласия органа местного самоуправления на вступление в брак до достижения 18 лет. В этом случае право на предъявление в суд иска о признании брака недействительным имеют несовершеннолетний супруг, орган опеки и попечительства или прокурор;

2) фиктивность брака (отсутствие у одного или обоих супругов намерения создать семью). В этом случае право на предъявление в суд иска о признании брака недействительным имеют прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Однако в нашем случае возможность признания брака недействительным, аннулирования записи о браке и принятия судом решения об утрате девушкой полной дееспособности отсутствует.

Дело в том, что в соответствии с п.4 статьи 29 Семейного кодекса Российской Федерации брак не может быть признан недействительным после его расторжения. Рассматриваемый случай не относится к числу исключений из этого правила.

В данный момент девушка обладает полной гражданской дееспособностью, и у органа опеки и попечительства более нет прав предпринимать такие действия в ее защиту, как обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства.

Что же касается представительства в уголовном процессе, то оно не связано с наличием или отсутствием у подозреваемого (обвиняемого) полной гражданской дееспособности. В соответствии со ст.48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители.

На основании статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Таким образом, объем гражданской дееспособности несовершеннолетнего не влияет на привлечение его к уголовной ответственности. 

В результате этой коллизии между гражданским и семейным законодательством, с одной стороны, и уголовным, уголовно-процессуальным законодательством, с другой, складывается ситуация, в которой для участия в гражданском процессе девушке законный представитель не нужен, а для участия в уголовном – нужен. Применив подпункт 12) статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правоохранительные органы вполне справедливо пришли к выводу о необходимости привлечения в качестве законного представителя органа опеки и попечительства. Других перечисленных в этом подпункте лиц просто нет.
Из этой истории могут быть также сделаны еще два вывода.

Первый. В действительности не исключено, что регистрация брака с 16-летней сиротой производилась с целью завладеть ее имуществом. Возможно, в деяниях «мужа» девушки, а также администрации учреждения, в котором находилась девушка, есть признаки мошенничества (ст.159 УК РФ), причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст.165 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) или иных преступлений. Орган опеки и попечительства, которому известны обстоятельства регистрации брака, продажи квартиры и расходования полученных сумм, должен в этом случае ставить перед следствием вопрос о возбуждении уголовного дела. Второй. Возможно, девушка страдает одним из психических расстройств – слабоумие, умственная отсталость и др. В этом случае орган опеки и попечительства (или психиатрическое, психоневрологическое учреждение) вправе обратиться в суд с заявлением о признании ее недееспособной вследствие психического расстройства (статья 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.

 

Кто является попечителем выпускника детского дома, подростку 17 лет? Детский дом расположен в окружном центре, ребенок направлен из района, где ранее состоял на учете в органе опеки и попечительства. Где теперь он будет учитываться как оставшийся без попечения родителей? В городском органе опеки или по основному месту жительства?

 

Если ребенок когда-либо бы выявлен как оставшийся без попечения родителей и помещен в детское учреждение, то статус оставшегося без попечения родителей не прекращается.

Ребенок был выявлен в районе (по основному месту своего жительства). Орган опеки и попечительства был обязан в соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217) провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка.

Если по истечении одного месяца со дня первичной регистрации ребенок не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства должен был передать региональному оператору государственного банка данных о детях информацию о ребенке. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, в течение месяца с даты занесения сведений о нем в региональный банк данных о детях не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в 3-дневный срок должен был направить информацию федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Судя по тому, что ребенок длительное время находился в детском доме, все вышеперечисленные органы были обязаны совершить все эти действия.

Только устройство ребенка в семью прекращает статус оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является:

устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю; достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.
 

В рассматриваемой ситуации оснований для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях, нет.

Несмотря на достижение 17-летнего возраста ребенок продолжает являться оставшимся без попечения родителей. В соответствии с п.1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Если по любым причинам ребенок не имеет родительского попечения, то в соответствии с п.1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита его прав и интересов возлагается на орган опеки и попечительства.

На период пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на администрацию этого учреждения (п.1 статьи 147 СК РФ). 

Как только пребывание в детском доме заканчивается, статус законного представителя ребенка возвращается к органу опеки и попечительства. В соответствии с п.2 статьи 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, если на момент выявления ребенка орган опеки и попечительства по месту его постоянного жительства совершил все требуемые по закону действия (внес сведения о ребенке в журнал первичного учета, передал информацию о ребенке региональному оператору), то после выпуска из детского дома ребенок продолжает состоять на учете как ранее выявленный в районе. 

Соответственно, право принятия решений в отношении этого ребенка принадлежит этому органу опеки и попечительства (в районе). В принципе орган опеки и попечительства должен самостоятельно отслеживать срок выпуска детей из детских домов, поскольку в журнале первичного учета заполняются такие графы, как вид устройства ребенка и дата устройства.

Если же при первичном выявлении ребенка установленные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 №217 процедуры не были соблюдены, то при выпуске из детского дома необходимо ставить ребенка на учет как вновь выявленного. При этом подлежит применению статья 122 Семейного кодекса Российской Федерации, исходя из которой руководитель детского учреждения, из которого выпускается ребенок, должен сообщить о предстоящем выпуске в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (в рассматриваемом случае – в городской орган опеки). Получив эту информацию, орган опеки обязан внести сведения о ребенке в свой журнал первичного учета и далее действовать так, как предписано законом - обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, затем обеспечить устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направить сведения о таком ребенке по истечении месяца для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

 

В настоящее время в нашем суде рассматриваются дела о лишении родительских прав родителей, которые выразили письменное согласие на усыновление своих детей много лет назад в родильных домах по состоянию здоровья детей. Все несовершеннолетние находятся в специализированных детских домах края. Вопрос: необходимо ли в данных случаях лишение родителей прав, для подтверждения социального статуса детей.

 

Дети считаются оставшимися без попечения родителей не только в случае лишения или ограничения родительских прав их родителей. В соответствии со ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации этот правовой статус возникает также при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Моментом возникновения у ребенка статуса оставшегося без попечения родителей следует считать установление органом опеки и попечительства факта отсутствия попечения его родителей (п.1 ст.122 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п.3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217) орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

То обстоятельство, что родители ребенка дали согласие на его усыновление непосредственно сразу после рождения ребенка, имеет значение, прежде всего, для процедуры усыновления. В соответствии со ст.129 Семейного кодекса Российской Федерации согласие родителей ребенка необходимо для его усыновления. Это согласие может быть отозвано родителем в любой момент до вынесения решения суда о его усыновлении.

Основанием для постановки ребенка на учет в качестве оставшегося без попечения родителей является не согласие на усыновление, а факт отказа родителей взять своего ребенка из лечебного учреждения. Отказ может быть устным или письменным, это не имеет никакого значения. Важно то, что руководитель медицинской организации, в которой оставлен ребенок, обязан в соответствии с п.1 ст.122 Семейного кодекса РФ сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Если орган опеки и попечительства по получении этого сигнала все сделал правильно, то необходимый статус у ребенка возник. В случае, если в этом у кого-либо (например, у администрации вуза и т.п.) возникнут сомнения, орган опеки и попечительства вправе выдать ребенку справку о том, что он состоит на первичном учете как оставшийся без попечения родителей. Если орган опеки и попечительства не желает (не может) подобный документ выдать, законные представители ребенка вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридического значение (гл. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), – факта отсутствия родительского попечения.
 

Вопрос о лишении родительских прав граждан, отказавшихся от своих детей по медицинским показаниям, решается следующим образом. Обращение в суд с заявлением о лишении родителей их прав – право, но не обязанность органа опеки и попечительства (см. п.1 ст.70 Семейного кодекса Российской Федерации). В принципе органы опеки и попечительства созданы для защиты прав и интересов детей (см. ст.121 Семейного кодекса), и если орган опеки своевременно поставил ребенка, оставленного в родильном доме, на первичный учет, ищет этому ребенку семью, то больше ничего от органа опеки и не требуется.

Надо также знать, что судебное решение о лишении гражданина родительских прав закроет ему дорогу для усыновления (ст.127 Семейного кодекса), опеки и попечительства (ст.146 Семейного кодекса), приемной семьи (ст.153 Семейного кодекса).

Поэтому инициатива в вопросе лишения родительских прав в руках органа опеки и попечительства. Никто (в том числе и прокуратура) не вправе обязать орган опеки и попечительства подать в суд иск о лишении родительских прав.